Стихи о любви

Стихотворения о любви классиков и современных поэтов

Стихи о любви по рубрикам

Хочу любви  Сила любви  Любовь всей жизни  Люблю тебя  Восхищение  Потерянная любовь  Расставание  Любовь - зараза  Сущность любви  Разные мысли  Безответная любовь  Страсть  Интрижки  Разлука  Гордость  Измена  Страдания  Мечты  Схожу с ума  Встреча  Жди меня  Одиночество  Расчёт  Диалог  Колыбельная  Воспоминания  Раскаяние  Нелюбовь  Вне рубрик

Популярные поэты

Ахматова Цветаева Набоков Асадов Пушкин Блок Есенин Друнина Тушнова Рождественский

Популярные стихи о любви

Жди меня, и я вернусь
Я помню, любимая, помню
История про Кошку и ее Человека
Любимому.
Я могу тебя очень ждать,
Ведьмы умеют плакать
Не встречайтесь с первою любовью,...
Мне нравится, что вы больны не мной
Ты меня не любишь, не жалеешь
БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ
Я помню чудное мгновенье...
Слово о любви
Обидная любовь
Ты далеко сегодня от меня
А ты думал - я тоже такая...
Я запомню тебя, чтоб найти через сотн...
Ты - рядом, и все прекрасно
Улыбаюсь, а сердце плачет

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Я вас любил: любовь еще, быть может
Ну, целуй меня, целуй
Отдать тебе любовь?
ПРОСТО
Междугородний разговор
Скажешь мне "да"?
Сатана
Сжала руки под тёмной вуалью...
Ты для меня так много значишь
Вчера еще ...
Я тебя никому не отдам.
Очима ти сказав мені люблю
Я не могу без тебя жить!
Мне большего не надо...
Про Город и его Кошку
К*
Два сердца
прощание
Бьешь по стеклу обнаженной рукой...
Простишь ли мне ревнивые мечты...
Любовь - она бывает разной
Пускай ты выпита другим
Я ведь писал те строки не о вас
Одна
Сказка о Снежной Королеве

Полный список стихотворений

Классика » Ростопчина Евдокия

Смотрите также:
Стихи о любви Евдокии Ростопчиной

Евдокия Ростопчина (Русские поэты, 1996)

Е. Дмитриева


Восторженность души, дар чувствовать полнее
И мыслить глубоко, дар плакать и мечтать
И видеть в жизни сей все ярче и светлее,-
То кара ль жребия?- то неба ль благодать?-

вопрошала тридцатилетняя поэтесса в стихотворении "Что лучше?". А через год, потрясенная смертью Лермонтова, нашла для себя ответ в трагическом прозрении:
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-
Но преждевременно, противника рукой -
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!

("Нашим будущим поэтам")

Современники считали ее умницей и красавицей, отмечали живость характера, доброту, общительность. Ей посвящали свои стихи Лермонтов и Тютчев, Мей и Огарев. В конце 30-х годов ее имя ставили порой даже рядом с именем Пушкина. Но сама она воспринимала свою судьбу скорее драматично.
Детство Евдокии Петровны, в девичестве Сушковой, прошло в Москве. Потеряв рано мать, жила она в доме своего деда, Ивана Александровича Пашкова, "в роскошном жилище" на Чистых прудах. Скрываясь от родных, с двенадцати лет стала писать стихи. А читать их давала студенту Московского университета Н. Огареву и ученику Благородного пансиона М. Лермонтову, посещавшим дом ее деда (среди стихов того времени было и посвященное декабристам стихотворение "К страдальцам"; через двадцать лет Ростопчина подарит его вернувшемуся из ссылки С. Г. Волконскому). Незадолго до кончины Ростопчиной, в 1857 году, Огарев, размежевавшийся с ней по идейным соображениям, вспомнит тем не менее в стихотворении "Отступнице" те времена почти с ностальгической нотой: "Воскресло в памяти унылой То время светлое, когда Вы жили барышнею милой В Москве, у Чистого пруда".

В восемнадцать лет, на одном из своих первых балов, Сушкова знакомится с Пушкиным, который "так заинтересовался пылкими и восторженными излияниями юной собеседницы, что провел с ней большую часть вечера". А через год друг Пушкина Вяземский, часто бывавший в доме на Чистых прудах, списывает стихотворение "Талисман" и помещает его в альманахе "Северные цветы", за что юной поэтессе "крепко достается" в семействе Пашковых.

В 1833 году "все московские матушки", как отмечает язвительный Вяземский, "рвут и мечут" от предстоящей свадьбы Сушковой, которая неожиданно для всех выходит замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина, сына бывшего главнокомандующего в Москве Ростопчина. Жених был знатен и богат.

Осенью 1836 года она с мужем едет в Петербург и вскоре поселяется в доме на Дворцовой набережной. Ростопчины приняты в высшем петербургском обществе и литературных салонах Петербурга - у Одоевского, Жуковского, в семье Карамзиных. На обедах Ростопчиных собирается цвет интеллектуальной элиты столицы. К этому времени относится и начало романа Ростопчиной с Андреем Карамзиным, от которого у нее было впоследствии две внебрачные дочери. В 1854 году, узнав о его гибели во время Крымской кампании, Ростопчина напишет: "...цель, для которой писалось, мечталось, думалось и жилось,- эта цель больше не существует; некому теперь разгадывать мои стихи и мою прозу..." Но все это будет позже, а пока, в конце 30-х годов, она не только одна из самых модных дам Петербурга, но и признанный всеми поэт. Однако Ростопчина чувствует, что жизнь ее, при внешнем блеске, "лишена первого счастия - домашней теплоты", а сердце вовсе не создано к той жизни, какую принуждена вести теперь,- и оттого любит повторять стих пушкинской Татьяны: "...отдать бы рада Всю эту ветошь маскарада..." С весны 1838 года она поселяется в воронежском поместье мужа, селе Анна, которым помечены многие ее стихотворения. Но, в отличие от пушкинской героини, уединение не приносит ей спокойствия, а лишь навевает меланхолию. В 1839 году в Петербурге издается книга "Очерки большого света, соч. Ясновидящей", в которой проглядывает ставшая уже к тому времени расхожей тема бездушия аристократического общества и высвечивает сложную жизненную коллизию самой Ростопчиной. Сходным же автобиографизмом отмечена и первая книга ее стихов 1841 года, в которой, как считал Плетнев, узнаешь "полную историю жизни"...

С 1840 года Ростопчина живет в Петербурге, а в 1845-м вместе с семьей отправляется за границу, откуда присылает Булгарину для "Северной пчелы" написанную в дороге балладу "Насильный брак". И цензура, и публика усматривают в стихотворении еще одно отражение семейных отношений Ростопчиных. Когда же выясняется иносказательный смысл баллады, за которым скрывается резко отрицательная оценка взаимоотношений России и Польши, в Петербурге поднимается, по словам цензора Никитенко, суматоха, а разгневанный Николай I запрещает автору впредь показываться при дворе. В 1853 году Ростопчина напишет своеобразное продолжение "Насильного брака" под названием "Дума вассалов", где предложит единственный выход из положения - "разъединение".

Ростопчины поселяются в Москве. Поэтесса сближается с кружком Погодина, сотрудничает в "Москвитянине", устраивает для молодой редакции журнала свои знаменитые субботы. Помимо стихов, она пишет и пьесы ("Нелюдимка", "Семейная тайна", "Кто кого проучил"), в которых некоторые проницательные ее современники угадывают историю ее сердца; поэмы "Монахиня", "Версальские ночи"; романы "Счастливая женщина", "У пристани" и др. Специально для французской актрисы Рашель она переводит на французский свою поэтическую драму "Дочь Дон Жуана".

Наиболее драматичными оказались для Ростопчиной последние годы жизни. Не приняв крайнего западничества, Ростопчина вместе с тем порвала и со славянофилами, с которыми ее до того связывали дружеские отношения. "Эти люди убили нам Языкова во цвете лет... эти же люди уходили Гоголя, стеснив его в путах суеверных обрядов запоздалого фанатизма, который для них заменяет благодать настоящей веры, коей признак есть терпимость и любовь, а не хула и анафема!" - писала она. Позиция эта сказалась в одном из лучших произведений Ростопчиной - комедии "Возврат Чацкого в Москву", остроумно высмеявшей одновременно и славянофилов, и западников, литературные и окололитературные страсти и интриги. В результате Ростопчина оказывается в полной изоляции. Революционные демократы провозглашают ее "салонной ретроградкой", друг юности Огарев именно в это время сочиняет обращенное к ней стихотворение "Отступнице".

Современники единодушно отмечали легкость версификаторского дара Ростопчиной. С ранней юности она усвоила уроки золотого века русской поэзии и школы "гармонической точности". В стихах ее легко угадываются интонации Пушкина, а также Баратынского с его размышлениями о "железном веке", чуждом поэзии и любви. Стремление разглядеть за холодными, светскими полумасками истинную сущность человека объединяет ее с Лермонтовым. "Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны",- писал Лермонтов в 1841 году в альбом Ростопчиной. И все же поэзия Ростопчиной имела и свое характерное, легко узнаваемое лицо. Прежде всего это была поэзия женская, "со всем ее завлекательным непостоянством", как писал Шевырев. Ростопчина сама подчеркивала светское и женское начало облика своей лирической героини:

А я, я женщина во всем значенье слова,
Всем женским склонностям покорна я вполне,
Я только женщина, гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Однако за бальным паркетом и традиционными атрибутами светского веселья Ростопчина прозревала и иное - искалеченные судьбы, разыгранные трагедии. Так возникла грандиозная метафора: бал - цирк девятнадцатого века, воплощенная в одноименном стихотворении Ростопчиной, бесспорно одном из наиболее сильных и глубоких ее стихотворений.
"Она точно Иоанна д'Арк...- сказал о Ростопчиной Вяземский,- пустая вертушка, а в минуту откровения поэт и апостол душевных таинств". А в предисловии к первому тому ее собрания стихотворений Дружинин написал: "Имя графини Ростопчиной перейдет к потомству как одно из светлых явлений нашего времени..."

Источник: Источник: Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.

https://www.litera.ru/stixiya/articles/875.html

Стихи о любви Евдокии Ростопчиной 21 января 2006


Смотрите также:
Стихи о любви Евдокии Ростопчиной


Комментариев: 3

3. Чингизхан | 15 июля 2012 - 13:06
Регина - безграмотная идиотка

2. Евдокия | 2 октября 2011 - 15:38
Даже не верится, что эти стихи написаны так давно,а чувства понятны и близки и сейчас.Вот, что значит настоящий талант.

1. Регина | 14 октября 2010 - 18:39
Замечательная поэтесса графиня Ростопчина! Надо иметь смелость писать стихи в то время, когда в принципе и не было такого понятия "поэтесса".Писали только мужчины,а чтобы писала женщина не было и речи! Молодец и стихотворения замечательные!

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Оценка:

smile sad wub blush love-over grin cool cry 

Cтихи, размещённые на сайте, принадлежат их авторам. При использовании стихов обязательно указывайте автора. Будем очень признательны, если расскажите о сайте "Стихи о любви" своим друзьям и знакомым, а также если разместите гиперссылку на сайт у себя в блоге или на сайте. Спасибо, что читаете стихи здесь:)

  ©Стихи о любви - 2024  [email protected]  RSS
Мы в соцсетях: